Главная » Витамины для детей

Витамины жизни человека детей

Роль витаминов в жизни человека

Задачи: ввести понятие о витаминах и их роли в обмене веществ; сформировать представление об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; познакомить со способами практического применения витаминов и содержании их в продуктах питания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, принтер, ноутбук, муляжи овощей и фруктов, кипяток, шиповник, посуда для заваривания, карточки, тесты, листовки.

Дети проходят в класс, прикрепляя себе картинку с рисунками продуктов, содержащих разные витамины. Рассаживаются за столы по группам.

1. Вступительная часть

Среди северных мореплавателей поморцев прошлых веков свирепствовала страшная болезнь – распухали и кровоточили десна, выпадали зубы, лопались сосуды. Не могли понять причину болезни поморцы, вот и придумывали ее сказочное отражение.

Эта болезнь в поморских сказаниях представлена в образе уродливой костлявой старухи – дочери царя Ирода. Лицо у нее синее, морщинистое, зубами ляскает, глаза, как у волчицы горят. Все норовит на человека свою болезнь напустить. И сестер у нее много: 11 их. Сестры-красавицы во сне охотников обольщают: то женой, то невестой прикидываются. Как захочет молодец еще раз жену или невесту увидеть, так и пропал – спать будет много. Тут старуха его и прихватит.

Является к людям старуха с сестрами только в пургу сильную, а боится она морошку да шиповник, салата разного да мяса свежего. А имя той старухи – ЦИНГА.

От чего погибали отважные мореплаватели-поморцы?

(От недостатка витаминов)

2. Тема:Мы поговорим о роли витаминов в жизни и здоровье человека.

  • Вы узнаете интересные сведения о роли витаминов.
  • Вы проверите себя, состояние своего здоровья.
  • Мы подготовим агитлистовку с использованием компьютерных знаний.
  • И выполним небольшую практическую работу.

3. История открытия витаминов.

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин. Молодой ученый искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, кормил мышей. Такие мыши гибли на 11 день. Тогда Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши. Если в их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

Как вы думаете, почему в первом случае мыши погибали?

У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает, и сделал предположение, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Позже эти вещества назвали витаминами, а точность опытов Лунина подтвердилась во многих странах.

Витамины с латинского «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот. (Правда, потом оказалось, не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.)

4. Классификация витаминов.

Витамины подразделяются на две группы:

  • водорастворимые – В, С, Р
  • жирорастворимые – А, Д, Е, К

Насчитывается витаминов около 30. Обозначают их заглавными латинскими буквами. Иногда они образуют группу, например В

В связи с недостатком какого-либо витамина в организме возникает заболевание – гиповитаминоз.

А авитаминоз возникает при отсутствии того или иного витамина. Такое нарушение обмена веществ часто наблюдается в зимнее-весенний период.

5. Работа с компьютером.

Сейчас два человека будут работать над мини- проектом и результатом которого станет создание агитлистовки с использованием компьютера.

Ход работы отражен в инструктивной карте.

6. Работа групп.

Вы сидите по группам, каждая группа готовит информацию об одном витамине (А, В, С или Д) и записывает данные в таблицу.

На работу вам 5 минут.

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Гисвайн В.Д. воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г.Набережные Челны РТ

1. Дидактическая игра «Витаминная семья»

Цель: закрепление знаний детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.

2. Сюжетно-ролевая игра: «Сготовим витаминный обед для гостей».

Цель: совершенствовать умения детей использовать игрушки-заменители в игре, закрепить умения детей отражать в игре эпизоды их окружающей жизни, воспитывать чувство коллективизма.

3. Беседа с подгруппой детей на тему: «Зачем нужна еда?» (рассматривание иллюстраций) .

4. Перед завтраком узнать у детей, что приготовили на завтрак повара, если это каша, провести краткую беседу на тему: «Из чего варят каши? и как кашу сделать вкусной».

5. Рассматривание видов круп в уголке экспериментирования: гречка, горох, манка, перловка, рис и т. д.

6. Занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Витамины в жизни человека. Как витамины укрепляют организм».

Цель: формировать у детей представление о необходимых телу человека веществах и витаминах, рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Познакомить их с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличии витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Воспитывать культуру питания, чувство меры и правила культурного поведения.

Материал: кукла Незнайка, картинки с продуктами, овощами, фруктами, ягодами. Набор продуктов, хлебных изделий, подносы.

Словарная работа: витамины, жиры, углеводы, белки, свертываемость, сопротивляемость.

На доске у воспитателя картины с изображением овощей, фруктов, ягод, хлебных изделий. На столе продукты с игрового уголка. В гости к детям приходит Незнайка.

- Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка, поздоровайтесь с ним. Он любит покушать, а вы любите покушать?

- Какое самое любимое блюдо готовит ваша мама? (дети отвечают) .

- Посмотрите ребята, Незнайка принес картины для нас, много продуктов и спрашивает у нас: какие полезные продукты, а какие нет. Давайте мы с вами сегодня расскажем Незнайке о том, что надо кушать для нормального развития и роста нашего тела. Воспитатель рассказывает: тело должно получать с пищей все, что ему необходимо для жизни, чтобы помочь телу, надо регулярно кушать разнообразную пищу и пить воду. Сейчас мы об этом узнаем.

- Ребята, подойдите к столу (дети подходят к столу и называют продукты, лежащие на столе: рыба, яйцо, сосиски, жареная курица) .

- Это белки. они формируют наше тело и поддерживают его в форме, благодаря белкам человек нормально растет.

Дети подходят ко второму столу, на котором лежат картофель, макароны, хлеб, печенье, сахар.

- Это ребята углеводы. Они дают энергию, развивают выносливость, благодаря углеводам человек активно работает, двигается, занимается спортом.

- Ребята, Незнайка приглашает вас к третьему столу. Назовите продукты, которые вы видите на столе. (Дети называют: молоко, йогурт, сыр, орехи) .

- Это ребята жиры. Они накапливают энергию, развивают мозг. Когда человек заболевает, то именно энергия жиров помогает бороться с болезнью.

- Ребята, давайте еще раз назовем для Незнайки вещества, которые так нужны нашему телу. белки, углеводы, жиры.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

- Ребята, еще в нашей жизни есть шесть разных витаминов, которые тоже очень помогают развитию нашего тела.

Красный спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок,

А подцепишь ловко

И в руках. (морковка) .

Дети называют, показывают картину на доске.

- Это ребята витамин А - для зрения и кожи. Давайте расскажем Незнайке какие блюда можно приготовить из моркови. (Дети называют) .

- Послушайте еще загадку:

Там на грядке вырос куст,

Слышно только хруст, да хруст.

В щах, в солянке густо -

- Это витамин С - для сопротивляемости болезням.

- Следующую загадку вам загадает Незнайка:

Вот горит костер нам ярко

Сядем рядом - очень жарко.

А потух огонь немножко -

В сласть печеная. (картошка) .

- Это витамин В - для пищеварения.

Воспитатель загадывает следующую загадку:

Хоть он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупку.

Из плодов он тверже всех

- Это ребята витамин Е - против старения.

Всех крупнее и краснее

Он в салате всех вкуснее

И ребята с давних пор

Очень любят. (помидор) .

- Это ребятки витамин К - для свертываемости крови.

- И последняя ребятки загадка от Незнайки:

Жидкая, но не вода

Белая, не снег. (молоко) .

- Это витамин D - для роста.

(Дети после отгадывания загадок пробуют, определяют вкус продуктов, ощупывают) .

- Молодцы ребята! Загадки отгадали, Незнайке очень понравилось у нас. Он сегодня много узнал о витаминах, о полезных продуктах, о разнообразной еде, в этом вы помогли ему, ребята.

- Незнайка, ребята, приготовил сюрприз для вас. (Воспитатель выносит блюдо: винегрет (или салат из капусты с морковью) .

- Давайте с Незнайкой покушаем самый витаминный салат.

7. Перед обедом провести краткую беседу на тему: «Плох обед, если хлеба нет».

8. Во вторую половину дня организовать с детьми беседу на тему: «Время есть булочки». Рассматривание иллюстраций.

9. Настольная игра: «Прогулка по улице Сезам».

10 Рисование на тему: «Витаминный рисунок».

Цель: Совершенствовать умение детей отражать в рисунке то, что понимают дети под словом «витамины»: овощи и фрукты, продукты. Расширять умение правильно располагать рисунок на листе бумаги, закрашивать рисунок, не выходя за контур, развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать самостоятельность.

11. Дидактическая игра: «Сервируем стол».

12. Перед ужином краткая беседа на тему: «Пора ужинать».

Работа с родителями

- «Овощи, фрукты, ягоды и зелень»

- «Правила для сладкоежек»

- «Если у ребенка плохой аппетит»

  • Стенгазета для родителей «Цветок здоровья».
  • Анкетирование для родителей и детей совместно: «Какие правила я выполняю?»
  • В группе в книжном уголке организовать выставку литературы о правильном питании, о еде, и т. д. Это книги для чтения, иллюстрации, энциклопедии.

    Презентация к уроку (2 класс) по теме:
    Презентация по теме: Витамины в жизни человека .

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    Витамины - это вещества, которые организм обязательно должен получать с пищей. Слово «витамины» образовано от латинского слова «вита»,что в переводе означает «жизнь».

    Слайд 2
    Это интересно! Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слова vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов. В настоящее время открыто около 30 витаминов.
    А
    В
    К
    С

    Слайд 3
    Витамины
    Где содержаться
    Для чего необходим
    А
    Молоко, масло, яйца, рыба, свежая зелень, морковь, абрикосы, персики.
    Зрение, кожа, кости, рост.
    В(несколько видов)
    Хлеб ржаной, неочищенный рис, дрожжи, печень, соевые бобы, горох, мясо.
    Помогает перерабатывать питательные вещества. Кровь, нервы, кожа.
    С
    Чёрная смородина, апельсины, лимоны, помидоры, картофель, свежая зелень.
    Кровеносные сосуды. Заживление ран. Защита от простуды.
    D
    Рыбий жир, молоко, яйца, масло и солнечные лучи.
    Кости и зубы.
    К
    Свежая зелень, печень.
    Свёртывание крови.

    Слайд 4
    Для роста организма, хорошего состояния кожи, укрепления иммунитета необходим витамин А. Он содержится в палочках и колбочках в сетчатке глаза, поэтому продукты, богатые витамином А, благотворно влияют на зрение. При его недостатке человек плохо видит в темноте — это заболевание называется «куриной слепотой». Витамин А содержится в варёной печени, яичном желтке, в сливочном масле, а больше всего его в рыбьем жире. Некоторые овощи и фрукты (морковь, абрикосы, сладкий перец) содержат вещество каротин, которое наш организм может превратить в витамин А.

    Слайд 5
    Витамины B1 В2, В6 регулируют обмен углеводов, жиров и белков. Эти витамины иногда называют витаминами группы В. Витамины группы В содержатся в хлебе из муки грубого помола, кашах, горохе (В^, молоке, яйцах, мясе, рыбе (В2, Вб). При недостатке витаминов группы В у человека могут развиться кожные заболевания, болезни глаз и нервной системы. Витамин Вб назначают как лекарство при многих заболеваниях, в том числе инфекционных. Человек, которому не хватает витаминов группы В, становится слабым и раздражительным, он плохо спит. Вот почему нельзя_ отказываться от каши, которую мама варит на завтрак, и надо выпивать хотя бы один стакан молока или кефира в день.

    Слайд 6
    Небольшая нехватка витамина С вредна: хуже заживают повреждённые ткани, снижается устойчивость организма к инфекциям. Витамин С в изобилие содержится лимонах, в чёрной смородине, плодах шиповника, сладком перце, в сыром картофеле. Овощи и фрукты, богатые витамином С, лучше есть сырым, потому что аскорбиновая кислота разрушается при варке.

    Слайд 7
    Пожалуй, самый удивительный из всех витаминов - витамин D. Дело в том, что мы получаем его. Из солнца! Он образуется в нашем организме под воздействием солнечных лучей. При недостатке витамина D необходимые для строительства костей вещества — кальций и фосфор — не усваиваются нашим организмом. Витамин D особенно необходим маленьким детям, потому что при недостатке этого витамина у них может развиться серьёзное заболевание костей — рахит. При рахите кости ребёнка становятся слишком тонкими и мягкими, сильно искривляются. Чтобы в твоём организме было достаточно витамина D, надо больше гулять на улице в солнечные дни, принимать солнечные ванны (но, конечно, в меру!). Этот витамин отсутствует в овощах и фруктах, но есть в некоторых продуктах животного происхождения. Им, например, богаты яйца, сметана, сливочное масло.

    Слайд 8
    Железо, йод, фтор и некоторые другие микроэлементы содержатся в тканях нашего организма в ничтожных количествах. Но без этих веществ наш организм не может существовать, их недостаток ведёт к очень серьёзным заболеваниям. Откуда наш организм берет микроэлементы? Железо содержится в мясе, рыбе и гречневой каше. Как ты уже знаешь, это вещество входит в состав необходимого нам «дыхательного» пигмента — гемоглобина. Когда железа в организме не хватает, у человека постоянно кружится голова, он ощущает слабость. Йод влияет на работу эндокринных желёз. Когда его в организме мало, у человека возникают заболевания щитовидной железы. Йод содержится во всех продуктах, добываемых из моря: в морской рыбе, кальмарах, морской капусте, иногда его добавляют в поваренную соль. Фтор защищает наши зубы и кости от разрушения. Твой организм получает фтор, когда ты ешь рыбу.

    Слайд 9
    Существуют углеводы, которые организм человека усвоить не может. Это пищевые растительные волокна — клетчатка. Они содержатся в отрубях, в капусте и многих других овощах и фруктах. Клетчатка не является источником энергии, однако она всё равно полезна, потому что стимулирует работу пищеварительной системы желудка и кишечника. Если ты будешь есть достаточно овощей и фруктов, хлеба из муки грубого помола, овсяной каши, у тебя никогда не будет запоров, и вредные вещества будут вовремя удаляться из твоего организма. Клетчатка особенно полезна тем людям, которые страдают от лишнего веса и хотят похудеть.

    Слайд 10
    При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.

    Слайд 11
    Автор: учитель начальных классов Шаламай Л.В. ЯНАО, г.Лабытнанги, МАОУ СОШ №5
    С п а с и б о з а в н и м а н и е.
    А
    В
    К
    С

    Источники: http://festival.1september.ru/articles/572557/, http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie21.htm, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/30/prezentatsiya-po-teme-vitaminy-v-zhizni-cheloveka

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения